Интервью начальника отдела образования Олега Башкатова о проекте энергоэффективности

В феврале этого года проект отдела образования Северодонецкого городского совета «Энергоэффективная санация зданий общеобразовательных учреждений города», поданный на IХ Всеукраинский конкурс проектов и программ развития местного самоуправления, признан одним из наиболее перспективных в Украине в плане внедрения энергосбережения на уже действующих объектах, и государство примет участие в его софинансировании. Подробнее об этом в интервью начальника отдела образования О.В. Башкатова.

– Каждый год проходит конкурс социально-экономических проектов и программ местного самоуправления на условиях софинансирования, – рассказывает Олег Валентинович. – Определенную часть денег под эти проекты выделяют городские, районные и поселковые советы, а государство софинансирует то, что считает наиболее важным. Для нашего города очень актуальной является проблема энергосбережения. Исторически сложилось так, что в Северодонецке собраны достаточно энергозатратные предприятия. К тому же, в отличие от других городов и сел области, Северодонецк (наверное, единственный на Луганщине) сохранил систему централизованного отопления (на индивидуальное отопление переведены очень немногие объекты). Жилой фонд и объекты социально-культурного назначения ветшают, изнашиваются. И, если говорить об объектах отдела образования, то есть два пути создания в них благоприятных условий пребывания детей: увеличивать количество гигакалорий на отопление либо утеплять здания. Вот поэтому мы и представили еще в июне прошлого года проект «Энергоэффективная санация зданий общеобразовательных учреждений города». Пока что речь шла только об общеобразовательных школах, мы не включали в проект детские сады и внешкольные заведения.

Если говорить о системном комплексном подходе, то в идеале утепляются крыша, стены, меняются окна и двери. В таком случае теплопотери снижаются до 50%. Но поскольку предполагается софинансирование и город должен что-то вложить, то такие большие деньги городской бюджет, к сожалению, выделить сейчас не может. Поэтому мы начали решать проблему поэтапно. Представленный нами проект предусматривает замену старых изношенных окон на пластиковые окна и тройные стеклопакеты, которые действительно доказывают свою энергоэффективность. Плюс качественные фурнитура и профиль. 
Проектом предусматривается, что в рамках Программы энергоэффективности, принятой сессией горсовета в июне 2011 года, город на протяжении пяти лет ежегодно будет выделять 1 млн. 600 тыс. грн. на замену окон. Мы представили проект на конкурс, оказались в числе победителей, и государство софинансирует его в размере 500 тыс. грн. 

Реализацию проекта мы начали еще в прошлом году. Были заменены 61 окно в СОШ №11 и 62 окна в СОШ №19. Сейчас закончены работы в СОШ №10 (61 окно) и СОШ №15 (30 окон). Не целиком – сегодня мы не можем себе это позволить – пока только часть, лишь самые обветшавшие проблемные участки. Можно было бы на одном этаже три окна заменить, на другом три, но в таком случае улучшились бы климатические условия в одном отдельно взятом классе, и только. А так, например, в СОШ №11 (очень проблемная школа в плане отопления: она одна из последних в цикле) в этом году температура поднялась на 3-4 градуса. 
Однако проект предполагает не только замену окон. В учреждениях отдела образования должна пройти массовая, очень энергичная и действенная программа ликвидации безграмотности детей и родителей в отношении энергоэффективности. Большинство детей и некоторая часть родителей к программам энергосбережения относятся достаточно скептически. Мы выросли в Советском Союзе и не очень беспокоились о том, будет ли у нас заклеено окно, не будет ли дуть из форточки, и как там закрывается дверь. Тепло подавалось в большом количестве, и мы не очень беспокоились о его сбережении. Но ситуация меняется. Энергоносители дорожают, а теплоносители – одна из самых затратных частей в содержании любого здания и сооружения, поэтому мы должны прививать родителям и детям культуру энергосбережения. В рамках проекта будем информировать детей и родителей, проведем различные конкурсы, рекламные кампании, воспитывающие культуру энергопотребления, энергосбережения, это одно из направлений воспитательной работы в общеобразовательных школах. 

Надо учиться экономить, разумно использовать то, что имеем. Рассчитывать на то, что будем бесконечно «купаться» во всевозможных ресурсах, смысла нет.

– Скажите, пожалуйста, Олег Валентинович, в этот проект в будущем могут быть включены детские дошкольные учреждения?

– В этот нет. Но будет следующий проект. Месяц назад отделом экономики горсовета отправлены документы, и на первом этапе получено одобрение проекта комплексной санации всех учреждений образования, включая детские сады и внешкольные учреждения. Он предусматривает не просто замену окон и дверей, но и утепление крыш, как это было сделано в ДОУ №25. 

– Вы сказали, что государство дает полмиллиона гривень на финансирование уже существующего проекта. На сколько школ хватит этих средств?

– Если целиком брать какую-то одну школу, то даже на нее не хватит. Для примера: замена 61 окна в школе №10 стоила порядка 250 тыс. грн. Это очень дорогостоящее мероприятие. Конечно же, одним этим проектом мы не закроем проблему. Но если есть софинансирование и желание поэтапно решать ее, думаю, это даст определенный эффект. Тем более, что не во всех школах проблема стоит одинаково остро. Школы №18 и 20 – более новые. Но есть школы, в которых окна не менялись с момента их открытия: это СОШ №1, 10…

– В какой школе сейчас проблема самая острая?

– Мы начали замену окон в школе №19 – надо заканчивать. Начали в СОШ №15 – ей около 50 лет. Не в рамках этой программы, а за счет спонсоров, сделали первый этаж в СОШ №5, температура в коридоре повысилась на 2-3 градуса. То есть проект замены окон коснется пока в основном школ и детских садов старого и среднего районов. 

– Кто готовил проект «Энергоэффективная санация зданий общеобразовательных учреждений города»?

– Первоначально проект задумывался как локальный для СОШ №11. Но, когда мы начали его готовить, стало понятно, что надо ставить цели более масштабные. И поэтому на примере одиннадцатой школы мы сделали проект для всех школ города. Но фундамент проекта разрабатывал коллектив СОШ №11 во главе с директором Надеждой Викторовной Мурзенко. Консультативную помощь оказало Северодонецкое агентство развития громады, у САРГ есть опыт создания подобных проектов. На последнем этапе подключились специалисты отдела образования, курирующие вопросы, связанные с эксплуатацией зданий и сооружений. В общем, коллективное творчество масс.

– Как долго готовился проект?

– Мы готовили его полтора месяца. Результаты конкурса были обнародованы в феврале, а в варианте диплома победителя пришли на прошлой неделе. 

Что касается нашего желания участвовать в подобных конкурсах, то оно есть. Сейчас мы определяемся, в каком направлении будем готовить новый проект. То ли это будет опять же связано с энергосбережением, то ли с компьютерными технологиями, то ли с открытием новых дошкольных учреждений или созданием учебно-воспитательных комплексов «детский сад – школа». Время покажет.

Источник: sed-rada

Последние комментарии