«Или он или я!» Разговор с учителями о «трудных» учениках


«Или он или я!» Разговор с учителями о «трудных» учениках

Зачем учителям думать о раннем развитии маленьких детей, если дети уже выросли и пришли в школу? В этом семинаре мы будет обсуждать школьные проблемы, но я буду много говорить о кризисах раннего развития детей. Это может казаться странным для учителей, которые сталкиваются с проблемами, как минимум, шести-семилеток. Действительно, зачем им обсуждать вопросы развития годовалых или двух-трехлетних малышей? Однако, дело в том, что школьные проблемы очень редко являются проблемами «самими по себе», отдельными от остального опыта ребенка. Чаще всего школьные проблемы – это тревожный «рассказ» ребенка о том, что из проблем предыдущих этапов развития осталось недорешеным к поступлению в первый серьезный взрослый социальный институт – школу.

Что означает «плохое» поведение и «неспособность» учиться?Когда ребенок дерется, или срывает и не делает уроки, или прогуливает, или нецензурно ругается или ворует, взрослые, по большей мере, хотят только одного – чтобы он это прекратил. Однако именно плохое поведение означает, что ребенок все еще надеется на то, что взрослые решат все его проблемы. Ведь «плохо» себя ведут дети именно «на глазах» взрослых, практически не скрываясь и не боясь наказаний, требуя постоянного внимания, как в поговорке: «Держите меня семеро!» А это означает, что плохим поведением они хотят взрослым сообщить что-то для них важное, и они не успокоятся, пока взрослые не поймут их и не помогут или… пока дети не потеряют веру во взрослых – но это уже совсем печальные случаи...

Периоды и кризисы детского развития. В каждом возрастном промежутке от рождения до 4-5 лет ребенок решает особую психологическую задачу особым, соответствующим этому возрасту, способом. Окружающие могут знать и понимать его задачи и поддерживать его в преодоление ЕГО трудностей. Но могут и не знать, или не чувствовать (быть слишком озабоченными, занятыми или уставшими). Тогда ребенку трудно решить задачу одного этапа и эмоционально перейти в другой, и он как бы остается «маленьким» в смысле своего способа решать задачи: кричит, бьет, бегает, командует всеми - вместо того, чтобы разговаривать, думать, работать в команде (как от него ожидается в школе). Разберемся, что же это за задачи, которые стояли перед маленьким ребенком, и которые он вынужден «дорешивать» в школе…

Что может сделать учитель для того, чтобы помочь ребенку справиться с кризисами развития.Учитель, знающий, в чем эмоциональная проблема ребенка, может стать, как говорят психологи, «новым развивающим объектом» для него. То есть тем, с кем ребенок разрешит незаконченную до школы эмоциональную задачку. Разрешит – и, повзрослевший и благодарный, пойдет дальше…

Кто поможет учителю помогать ребенку?Все сказанное – просто и непросто. Просто потому, что, понимая, в чем дело, знаешь, как действовать. Непросто потому, что общение с человеком, с ребенком, всегда вызывает большие волнения, особенно с ребенком, который хочет, чтобы за него поволновались и помогли ему. Учитель может быть «на взводе», в ярости и в отчаянии. Поэтому учителям нужно место и время, чтобы обсуждать трудности и чувства, связанные с общением с учениками (психологические семинары, супервизионные группы), где бы взрослые люди могли поддержать друг друга в том, чтобы справляться с трудной работой поддержки и развития детей. Это и есть надежда ребенка (даже самого вредного, трудного и неподдающегося): взрослые сильные, умные и надежные – они сумеют успокоить и направить меня! Держите меня семеро!

10 октября с 16:30 по 18:00 на www.edu.kh.ua

 

Анна Кравцова, детский психолог,
руководитель детской секции
Харьковского Общества Психоанализа и Психотерапии,
вице-президент БФ «Институт раннего вмешательства»
для детей с нарушениями развития

Последние комментарии