Обучение чтению – процесс интересный и ответственный. Если дети будут правильно, бегло, выразительно читать, они смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, научатся правильно решать задачи.
Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий мир. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития ребенка.
Педагоги студии развития детей «Окошечко», обобщив 20-летний опыт работы с дошкольниками, поделились своими секретами.
Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Скорость чтения человека должна приближаться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален.
Что такое оптимальное чтение?
Это чтение в темпе разговорной речи, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость чтения будет повышена (со скоростью 180 и более слов в минуту) то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором, влияющим на успеваемость.
Необходимость оптимального чтения рассматривают в нескольких аспектах.
Аспект обучения. Дети с большой скоростью чтения своевременно выполняют домашние задания. Читают не только заданную литературу, но и художественные произведения по своему интересу, журналы.
Аспект развития. Обычно быстро читают те дети, которые просто читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.
Аспект воспитания. Как правило, кто хорошо читает, интересуется литературой, не испытывая трудностей при этом, быстрее находит увлечение.
Как добиться хороших результатов чтения.
Рассмотрим главные составляющие обучения чтению
Во-первых, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма – до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Второе - жужжащее чтение.
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все дети читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.
Третье - ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребенка на столе лежит книга (художественная книга с закладкой). Занятие начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают. В режиме жужжащего чтения, карандашиком отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идет обычное занятие.
Четвертое: Задание для родителей - чтение перед сном.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
Пятое. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Если ребенок устанет, то можно продолжить читать родителям. Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов перед сном.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Что это значит?
Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего - четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Федоренко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение состоит из 2 слов – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв.
Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок уже может запомнить предложение из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко нужно выделить три типа упражнений. Это такие упражнения: многократное чтение; чтение в темпе скороговорки; выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все названные упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все дети (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. В этом упражнении повышены требование к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться.
Упражнение длится не более 30 секунд. Затем предлагается третье упражнение. «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети проговаривают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста.
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:
- С какого возраста учить ребенка читать?
- Наиболее удобный возраст 5-6 лет, но можно начинать и с 4 лет. Все зависит от развития ребенка и терпения родителей.
Главное при обучении чтению – заинтересовать ребенка букварем. Книгу не нужно оставлять на виду, а первое время давать ребенку только на время чтения.
- Как часто нужно читать?
- Читать нужно ЕЖЕДНЕВНО. Главное при обучении чтению – выработка навыка быстрого воспроизведения слогов, затем слов. Пусть тренировка чтения будет всего 5 минут, но каждый день, чем, например, раз в неделю полчаса.
- Если ребенку не интересно читать?
- Если ребенок маленький, возможно, он не готов психологически к чтению. Отложите букварь на две-три недели и потом попробуйте еще раз.
Если ребенок-дошкольник, то давайте ему небольшие нагрузки. Читайте больше сказок вслух и просите в тексте назвать знакомую букву, прочитать слог, слово.
Вообще, культура чтения формируется в семье. Если ребенок часто видит читающего папу, маму с книжкой, он будет копировать их поведение, которое со временем станет привычкой.
Успехов Вам в воспитании малыша и привитии любви к чтению.
Студия развития детей «Окошечко»
Комплексное развивающее обучение для детей 3-6 лет.
Телефон: 066-787-45-60.
Сайт: okoshechko.ucoz.org
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 20 недель назад
7 лет 20 недель назад
7 лет 20 недель назад
7 лет 20 недель назад
7 лет 21 неделя назад
7 лет 21 неделя назад
7 лет 21 неделя назад