История однодворцев в Северном Приазовье

В середине мая в Донецке состоялся семинар «Религия, как фактор самоидентификации этносов Приазовья», в котором приняли участие краеведы, журналисты Украины.

В ходе мероприятия были озвучены доклады на темы: «Индикатор конфессиональной  принадлежности в контексте этнической идентичности», «Мусульмане Приазовья: История, культурные и религиозные особенности», «Участие дагестанцев в боях за освобождение Донбасса в годы ВОВ», «Связь Православия в Средневековой Грузии, Половецкой степи и материальное наследие межэтнической и религиозной связи в Приазовье 12-18 вв.», «Православие времен Иоанна Готского и крепость духовных связей внутри Православного мира», «Святитель Игнатий Мариупольский», «Восток-Запад: история взаимоотношений» и др.

Принял участие в конференции и наш автор Олег Шатух с докладом «История однодворцев в Северном Приазовье», сожержание которого мы предлагаем вашему вниманию.

 

Народность однодворцы.

От сословия к народности (субэтносу)

Среди многообразных народов и народностей  Отечества однодворцев, как субэтнос русского народа, долго не замечали.

В России, в силу особенностей национальной политики, о них говорили больше, как о сословии, в которое в 1831 году включили даже часть польской шляхты, не сумевшей доказать своего шляхетства.

Что же до этнографии, то их рассматривали в числе великороссов, представлявших основную часть сельского населения России.

После ликвидации сословия и окончательного перевода всех однодворцев в государственные крестьяне, их потомков, заметно отличавшихся от других великороссов, продолжали именовать однодворцами, подразумевая при этом их особый, исторически сложившийся этнотип русского народа.

Подтверждение верности такого положения находим в трудах советского российского историка-этнолога Л. Н. Гумилёва.

  Именно он, в доступной для понимания многих форме, представил в своей пассионарной теории этногенеза этническую систему, т.е. показал соотношения народностей (субэтносов) внутри нации, народа (этноса), а также принципы образования народностей и их взаимное влияние.

К сожалению, только в 90-е годы ХХ века этнология стала современной наукой, изучающей жизнедеятельность этносов, а также этнических общностей. В современном Отечестве, разбитом политиками на государства с титульными нациями, стали появляться собственные классификации народностей (субэтносов).

Причём, если до 1917 года восточных славян рассматривали как единый русский этнос, состоящий из великороссов, малороссов и белорусов, то после - русскими оказались одни великороссы. Малороссы же получили название украинцы и они, как и белорусы, стали рассматриваться как самостоятельные этносы.

Со временем украинские этнологи не без политической тенденциозности прилагают немало усилий, чтобы выявить как можно больше этноисторического несходства внутри некогда триединого восточнославянского народа.

Тем не менее, в самой Украине наиболее известны только этнические группы жителей Западной Украины: гуцулы, бойки и лемки. Что же до других этногрупп, в частности, русинов и полещуков, то о них известно гораздо меньше.

При том, что русины - древнейшее славянское население Восточных Карпат, иногда всё же напоминают о себе, требуя признания их отдельным от украинцев этносом со своими историческими территориями в Карпатах.

А вот полещуки - жители украинского и белорусского Полесья  - оказались по разные стороны границ, хотя их народность - отличная и от белорусов, и от украинцев - имеет с ними, как и с палехами, живущими в России, много сходства.

В итоге, особого прогресса в плане поддержки этнокультурного  развития субэтносов в Украине практически нет, а государство, готовое «отдаться» Западу, явно игнорирует общность восточно-славянского этнографического единства.

Не намного лучше этнополитика и в России, где при наличии большой научной базы и средств на поддержку этнокультурных организаций, сами русские в этнографическом отношении оказались среди наименее защищённых этносов.

Социальные процессы, вызывающие переселение из мест традиционного проживания народностей в город, неумолимо приводят к уменьшению числа представителей многих субэтносов.

Параллельно, традиционные территории проживания народностей заселяются представителями пришлых этносов, что ведёт к замещению, смене уклада и к культурному перерождению населения.

Тем не менее, среди великороссов, а ныне русских, можно различить не менее 30 этнографических групп. Но наиболее известные субэтносы русских ‑ это казаки, поморы, полехи, мещеряки, сибирские старожилы и старообрядцы.

Различаются они своими этнокультурными особенностями, связанными с регионами проживания, особенностями хозяйственных зон и территорий контакта с соседними народностями и народами.

При этом однозначно, что характерные особенности русских возникали при расселении славян в Восточной Европе и развивались в процессе формирования восточно-славянской государственности при освоении новых земель и вхождении в русское государство других народов. 

 

Продолжение следует...

 #

Будет в продолжении.

Будет в продолжении.

 
 #

А где об однодворцах?

А где об однодворцах?

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии