Экзамен по химии

С полным правом можно сказать, что имя Почетного гражданина Северодонецка, заслуженного работника промышленности Украины, заместителя председателя правления, технического директора ЧАО «Северодонецкое объединение Азот» Ивана Васильевича Волохова, в определенном смысле относится к брендовым. Ровно 25 лет он возглавляет техническую службу «Азота» – дольше, чем любой из его предшественников. Но дело даже не в таком рекорде, а в солиднейшем авторитете, который признан в отрасли, руководством OSTCHEM, предприятия, всеми «азотовцами».

От «первого колышка»

Собственно, немалый авторитет у Ивана Васильевича был и четверть века назад. «Именно поэтому, – вспоминает почетный президент «Азота», народный депутат Украины Алексей Петрович Кунченко, – его, в соответствии с перестроечными новациями, и избрали главным инженером. Выбор оказался верным».

Основные производства – ацетилена-винилацетата, минеральных удобрений – Иван Васильевич к тому времени уже освоил досконально. Познал, что называется, «от печки». Вот и сейчас, когда мы с ним побывали в отделении ацетилена (откуда  и начиналась его трудовая биография на «Азоте»),  по всему было видно: техническому директору все тут знакомо  до мелочи.

Начальник цеха Олег Михайлович Кравченко и начальник смены Сергей Петрович Зацарный на дисплее стали показывать, как  действует новый котел, утилизирующий «печное» тепло. Он позволил отказаться от внешнего пара.

–Молодцы! – похвалил Иван Васильевич. – Но у вас тепла и на второй котел хватит.
– Ставить негде, – посокрушались собеседники.

– Помнится, подходящий пятачок поблизости все-таки  есть, – стал прикидывать Волохов.
Как же ему не знать этот цех «от сих до сих», если тут прошла его инженерная да, по сути, и человеческая закалка! Производство пиролизного ацетилена  северодонецкие химики начинали первыми в стране –  помаяться довелось изрядно; не все прошли это испытание. Волохов прошел.

– То и дело что-нибудь забивалось, требовало ремонта, – вспоминает он. – Сутками отсюда не выходили.

Но зато все, что задумали, – вышло. Молодой инженер (сначала мастер, затем начальник смены, начальник отделения и, наконец, технорук) Иван Волохов разгадал даже тайны, оставленные немецкими специалистами.

В монографии доктора технических наук Валентина Васильевича Казакова («азотовец» с большим стажем, нынешний городской голова Северодонецка, он не раз с благодарностью говорил о «школе Волохова») об этом сказано коротко: «Освоение лицензии фирмы «BASF» позволило предотвратить забивку насадок колонн и трубопроводов продуктами полимеризации». Но загвоздка была в том, что авторы не посчитали нужным раскрыть все «ноу-хау». Немецкий «top secret» – совершенно секретно, а вы, мол, сами «фернштейнте».
 Так что до основного пришлось доходить своим умом. Да разве только до этого!

Иван Васильевич с удовольствием рассказывает, как вместе с начальником цеха Александром Ивановичем Редькой и механиком Евгением Александровичем Дорошенко они приручили даже  такую «стихию», как вездесущая сажа. Причем благодаря не только техническим мероприятиям (фильтрам, улавливателям), а и самому настрою людей. Не стали, скажем, принимать оправданий, почему у кого-то спецовка грязная, словно у трубочиста. А на служебную мебель надели чехлы… ослепительной белизны. Такой вот остроумный, парадоксальный стимул к прогрессу в технике-технологии и культуре производства подействовал недурно.

– Молодыми были, нетерпеливыми, скорее хотели все охватить, – «фирменную» улыбку Ивана Васильевича не скроют и усы. – Впрочем, тогда же и поняли: браться надо за реально осуществимое, не витая в облаках.  Ведь как однажды вышло? Вывесили план своей творческой бригады по устранению «узких мест» – кра-асивый такой, а через какое-то время получили нагоняй: не все намеченное выполнено! Правда, за то, что все-таки удалось тогда сделать, получил свою первую награду – комсомольскую. За рационализацию производства. Потом и изобретения были, но первые новшества – самые памятные.

Коллеги со всей страны учились у них, и они сами перенимали передовое. Вместе с проектантами работали над новыми схемами, комплексной автоматизацией производства. 
Уже тогда будущий технический директор приучался видеть и решать проблемы во всей их широте и масштабности, не отступая перед преградами.

– Нам уже не хватает ацетилена для переработки, – стали бросать камешки в их огород смежники. Можно было бы оправдаться: сделали все, от нас зависящее, а выше головы не прыгнешь. Но вместо этого пошли в те же смежные цехи, проанализировали их возможности и, подключив эти резервы к своим, решили общую задачу. Истина, как ей и положено, родилась в споре. И во взаимодействии.

Именно так, системно, Иван Васильевич строит сегодня и работу технического совета предприятия – объединяя усилия разных служб. 

– Заодно, в «мозговых штурмах», в конкретных делах, присматриваюсь к молодым кадрам, кто как себя проявляет, – замечает он. – Толковых специалистов, руководителей выросло немало. Мой заместитель Валентин Валентинович Голубев – лучший пример тому.

От села до села

    «Нынешним молодым повезло, – говорит председатель правления «Азота» Леонид Сергеевич Бугаев. – У них такие наставники, как Иван Васильевич Волохов. Я познакомился с ним еще до того, как стал работать на Северодонецком «Азоте». Его основательность, творческий подход к делу сразу привлекли внимание».

– Такие качества еще в родном селе на Николаевщине, в нашей сельской школе воспитывали, –  объясняет Иван Васильевич. – Она у нас славилась на весь район, а учительница химии вообще, считаю, была непревзойденной. Тут к тому же и «химизация народного хозяйства» подоспела. Или я к ней… А под боком как раз Одесский политехнический институт, воспитавший, как затем оказалось, целую плеяду будущих северодонецких «азотовцев».
Воспитывали их довольно продуманно. Тех, у кого, как у Ивана Волохова, не было производственного опыта, определили для начала работать на химическое предприятие. А учиться – на вечернем отделении (срок занятий на первом курсе продлили потому на полгода). Каждый студент мог на деле убедиться: его ли это призвание, химия, не надо ли искать что-то иное.

Волохову ничего другого было не надо. И, как мы знаем, он доказал это с первых шагов на производстве. А следующей ступенью стала для него работа заместителем начальника этого самого производства. Отнюдь не кабинетная.  Достаточно вспомнить хотя бы проблему с шатким качеством популярной поливинилацетатной дисперсии. 

Иван Васильевич знал, как и за что взяться. Ходил по всей технологической цепочке в разных цехах, вместе с аппаратчиками присматривался к малейшим изменениям на той или иной  стадии, к их последствиям, отрабатывал корректировки. И все это количество, как водится, привело к качественному сдвигу. Северодонецкая дисперсия первой среди аналогичных отечественных товаров получила государственный Знак качества.

Этот (и не только этот) успех оценили в высоких инстанциях, предложив И.В. Волохову более солидную должность на родственном предприятии. Но он – однолюб и по жизни, и по профессии, и по месту работы.

Однако же, на перевод на должность начальника производства минеральных удобрений пришлось согласиться, хотя поначалу и отнекивался: меня, мол, органическому синтезу учили, а там – неорганический, да и к коллективу еще привыкать надо.

– Учиться никогда не поздно, –  напомнили ему. 

А что до «новых» людей, то уж кто-кто, а Иван Васильевич Волохов на этот счет мог не беспокоиться. Его открытость, доброжелательность, стремление помочь оценили давно. Хотя, тем, кто повел себя недостойно, на его доброту рассчитывать не приходится.

– Первые качества у меня от мамы, воспитавшей нас троих в очень трудное время, а требовательность – от отца, бывшего фронтовика, – считает Иван Васильевич.

В родном селе, а его навещал весьма часто (до того, как забрал маму в Северодонецк) он имел возможность  наглядно убедиться, насколько важны азотные удобрения, которые теперь предстояло делать, возвращая долг тому же селу. Учился этому и по книгам, и советуясь с инженерами, рабочими.

На днях вместе с Иваном Васильевичем довелось побывать в цехе карбамида, где аккурат шла обвязка только что установленного 100-тонного стриппера. С аппаратчиком Петром Стефановичем Гончаровым технический директор здоровался, как со старым знакомым. Производственные ситуации сводили их не раз.

– Иван Васильевич, как обычно, во все глубоко вникает, и спрашивает и подсказывает, – говорит П.С. Гончаров. – С ним легко обсуждать самые сложные вопросы.

Узнав, как следует, положение на месте, новый начальник стал обращаться и «наверх». Но не с привычными для начала просьбами о помощи, а с уже проработанными программами, учитывающими перспективу. Самое старое производство требовало модернизации по всем направлениям, а это во многом зависело от ремонтников. И первыми на предприятии здесь централизовали ремонтную службу, что помогло заниматься не только «латанием дыр», а и стратегическими задачами.

При этом поныне ориентиром служат и запросы сельских потребителей, наряду с наращиванием мощностей, улучшением гранулосостава минудобрений, не так давно освоены отгрузка их в биг-бегах, автоматизированное взвешивание.

Сегодня техническая служба «Азота», обеспечивая стабильную работу всего производственного комплекса, активно, умело использует поступающие от акционера инвестиции для технического перевооружения цехов, увеличения выпуска аммиака, аммиачной селитры, карбамида... И украинское село чувствует поддержку украинских химиков.

От утра до утра

  Утро у технического директора начинается еще до того, как приступает к работе первая смена. «Иван Васильевич обычно идет на работу пешком, – замечает директор по кадрам, информации и связям с общественностью Сергей Иванович Лебедев. – Он вообще человек спортивный. В свое время, еще в цехе ацетилена, и  волейболистов сплотил, и лыжников, а сейчас – во главе любителей большого тенниса».

Вместе со своим заместителем В.В. Голубевым, начальником производственного отдела Ю.В. Шевченко, его заместителем А.В. Соловьевым руководитель технической службы анализирует работу предприятия за ночь, все, что необходимо сделать для обеспечения нормальной работы до следующего утра. Потом об этом докладывается председателю правления Л.С. Бугаеву. Учитываются очередные «вводные», перспективы. Все, как всегда, хотя, как на каждом химическом производстве, подключается масса самых разных факторов. Реагируют на них без промедления: механизм отработан четкий.

Сейчас, со стабилизацией работы предприятия, стало возможным смелее заглядывать в завтрашний день. Еще в начале века Иван Васильевич прошел курс в Киевской Промышленной Академии – поучился новым подходам к менеджменту, нацеленности на энергосберегающие технологии. Да, это и сама жизнь потребовала. 

– В наших цехах много нововведений осуществлено при непосредственном участии технического директора, – показывает начальник производства минеральных удобрений Анатолий Михайлович Кобзарь. – Но это очень важно не только для нас. Взять хотя бы новую установку  разделения воздуха – она дала возможность улучшить технологический процесс и на других производствах. Например, в цехе ацетилена.

У нас вообще все друг с другом связано – и производство, и люди. Иван Васильевич это прекрасно понимает. Много лет он участвует в работе президиума профсоюзного комитета «Азота». Впрочем, для того, чтобы пообщаться с ним, не обязательно заходить в служебный кабинет. В курилке того же цеха ацетилена услышал веселое:

– А я вчера место Ивана Васильевича занял…
– Да ну! Как это?
– Очень просто – в очереди. Он пришел что-то оформлять, его хотели пропустить, но он отказался, стал за всеми. А потом увидел, что куда-то не успевает, показал, где вместо него стоять…

Наверняка, сам Иван Васильевич не придал этому эпизоду никакого значения. Но как часто человека характеризуют именно простые, обычные поступки.

В канун юбилея И.В. Волохова мы  разговаривали со многими из тех, с кем он решает различные производственные вопросы, – в том числе с заслуженными строителями Украины А.И. Бугуном, Ю.В. Панаитом, руководителями Северодонецкого ОРГХИМа Н.В. Кошовцом и Н.И. Азаровым, директором СП «Укрвнештрейдинвест» В.И. Ершовым, кандидатом технических наук П.П. Борисовым, другими известными людьми. И каждый находил, какие профессиональные, человеческие качества Ивана Васильевича отметить, просил присоединить к поздравлениям ему от «азотовцев» и приветствия от своих коллективов.

Для самого Ивана Васильевича, для его жены Розалины Андреевны сейчас особенно приятны поздравления с тем, что вслед за первым внуком у них появилось еще сразу двое! К слову, оба сына Ивана Васильевича окончили тот же Одесский политех.

–За молодые кадры химии я переживаю, – признается технический директор «Азота». – В средней школе значение экзамена по этому предмету снижено, а отсюда идет многое. Хорошо, что наш акционер сейчас взялся за повышение  престижа профильного образования, поддерживает его на школьном и вузовском уровнях.

* * *

Экзамен по химии… Сколько их было за без малого полвека работы Ивана Васильевича Волохова в нашей отрасли, на нашем «Азоте»! И все они сданы с честью. 
Честь имеем, уважаемый Иван Васильевич, поздравить Вас со знаменательной датой, пожелать Вам еще много новых юбилеев!

 

Семен Перцовский,  заслуженный журналист Украины, sed-rada

 #

Да к Ивану Васильевичу

Да к Ивану Васильевичу претензий то у меня нет (не знакомы никак), просто стилистика очерка такая трогательная, так за душу берет...

 
 #

Пересекался с Иваном

Пересекался с Иваном Васильевичем в 2008 г по очень крупному и "вонючему" производственно-финансовому вопросу. Он поступил правильно и по совести....

 
 #

В лучших традиция СССР...

В лучших традиция СССР... Нет, даже в лучших традициях "Нашей Раши" "Не жалеешь ты себя, Сергей Венедиктович, все о России думаешь! Золотой ты человек!" Забыли одну пометочку к тексту прикрепить - "На правах рекламы".

 
 #

Ну я знала, я знала же, что

Ну я знала, я знала же, что это Перцовский! Только прочитала слово "брендовый" в начале - сразу поняла: это он! Жжет Аароныч, ах как жжет! Больше копоти и гари, так держать, на резине не экономить, на виражах не тормозить!

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии