Старая культура на фоне современной цивилизации – наблюдения туриста в США

При всем отличии Америки от родной Украины одна общая черта у нас есть – это полное неприятие расизма и ксенофобии.

Перед поездкой в США по программе «Общественные связи» на равное отношение к представителям других национальностей и рас обращали особое внимание организаторы, как с украинской, так и с американской стороны. Действительность оказалась очень неожиданной и не соответствовала никаким инструкциям. Мы побывали здесь по Программе «Громадські зв’язки», которая финансируется Агентством США по международному развитию (USAID).

Мало кто знает, что основными группами, которые сформировали этническое разнообразие в США, являются отнюдь не английские переселенцы, как у нас почему-то принято считать. Реально их доля находится на уровне 7 %. Большинство – и это характерно практически для всего севера Соединенных Штатов – составляют потомки германских (19 %), африканских (12 %) и ирландских (11 %) переселенцев. Так что, можно говорить о том, что современную американскую цивилизацию сформировал не столько англо-саксонский менталитет, сколько традиции готских, кельтских и культур банту.

Толерантность в США не просто приветствуется, это неотъемлемая часть американского менталитета. В школах и университетах, офисах, магазинах и других общественных местах полное смешение рас и народов. Никто не делает на этом акцентов, нет пренебрежения или, наоборот, подобострастия. Очень много афро-американцев, выходцев из Китая, Индии и России в составе органов власти и в полиции. Межрасовые браки, судя даже по нашим приемным семьям, стали для США обычным делом.

Но знают ли американцы о своем происхождении? О, да! Знают и гордятся им. Все, с кем мы близко общались, очень хорошо знают свои корни, историю своих семей. Бережно хранят фотографии прапрадедов, многие записывали старинные рассказы о переселении, об участии родственников в мировых войнах.

Не является исключением и украинская диаспора. Две наши встречи с этническими украинцами проходили почти в семейной обстановке. В Коламбусе не так много украинцев, как, например, в Кливленде, и мы могли общаться прямо в доме одной из семей. Мы с удивлением увидели, как люди сохранили украинский стиль общения и традиции, выписывают украинские книги и журналы, через Интернет общаются с родственниками из Украины. Особая гордость – это язык: диаспоряне отлично говорят и на украинском и на русском языках, многие знают польский и плотно контактируют с польскими общинами.

Конечно, существуют в Америке пресловутые «черные» кварталы. Один из неблагополучных районов – Вайнленд парк, такой себе бывший кампус со старыми двухэтажными домами, рассчитанными иногда на несколько семей. Много домов заброшенных или с заколоченными окнами. Кучи мусора, граффити и разбитые автомобили на улицах. Нам даже показали самый криминальный перекресток в городе, тоже на территории района. И это при том, что Вайнленд парк находится практически в самом центре Коламбуса – столицы штата Огайо. И если, например, дом в соседнем квартале стоит 130 тысяч долларов, то такой же через дорогу, но в Вайнленд парке – всего 30.

Что характерно – это отношение к проблеме властей. Городской совет разработал специальную программу развития и социализации Вайнленд парка. Изменения должны затронуть как сам неблагополучный район, так и прилегающие кварталы. Неподалеку от Вайнленда находится территория университета и два престижных района – Итальянская и Немецкая Деревни. В свое время эти районы тоже прошли через ресоциализацию. За счет городского бюджета в районе строят школы, семейные и торговые центры, проводят программы трудоустройства жителей. Есть отдельные программы, по которым штат выкупает дома и передает их отдельным категориям жителей, например, учителям, или садовникам. Очень важно отметить, что, несмотря на афроамериканское происхождение подавляющего большинства населения квартала, решение проблемы не привязывается властями к национальности или расе жителей.

Но Америка не была бы Америкой, если бы и национальный компонент не имел сильный привкус коммерции. Здесь очень много этнических ресторанов и кафе, магазинов, но такое есть везде в мире. А вот этнические общности, по территории занимающие целые округа – это уже чисто американская особенность. Одна из таких колоний, историческая область Амиш Кантри, располагается на территории штата Огайо.

Населяют ее амиши-менониты – потомки германских колонистов, которых я бы назвал протестантами-старообрядцами. Основу их жизни составляют работа и религия, между собой они разговаривают на старом диалекте немецкого языка. Амиши живут в сельской местности, обрабатывают землю, разводят скот. Они не пользуются электричеством и автомобилями. Амиши, как и их предки в 18 веке, носят нарочито простую одежду – чаще всего, у мужчин это брюки на лямках, жилеты, синие рубахи, широкополые шляпы, конечно же, окладистые бороды. Женщины надевают длинные темные платья и обязательный чепец. В любую погоду амиши ездят на багги – черных конных экипажах, которым почтительно уступают дорогу даже на междугородних трассах. Амиши не пользуются благами цивилизации и поэтому освобождены от обязанности выплачивать часть налогов.

Порядки в общине амишей довольно жесткие, вместо церкви раз в неделю они собираются в одном из домов общины. Религиозные требования соблюдаются неукоснительно, за нарушение неписанных законов общины наказанием может быть временное или полное изгнание.

Несмотря на сложности старообрядчества, динамика развития этого народа просто поражает. Амишей на сегодня в Америке насчитывается около 250 тысяч человек, причем, за последние 10 лет их численность увеличилась на 50%, а по сравнению с 1960-м годом – почти в 10 раз.

Но нельзя жить в обществе и быть свободными от него. Сами амиши стали уже своеобразным брендом для штата Огайо. Они привлекают туристов, производят и продают натуральные продукты высокого качества. Очень ценится у американцев добротная деревянная мебель и кожаные изделия, произведенные в хозяйствах амишей.

На территории колонии за небольшую сумму туристы могут покататься на лошади или повозке-багги, купить сувениры, пожить в гостинице, пообедать. Мы, например, гостили в большой семье амишей, где взрослые показывали нам хозяйство и традиционные ремесла, а дети помогали по дому. На вопрос: «Сколько у них детей?» пятидесятилетняя хозяйка скромно сказала, что сейчас с ними живут только младшие семь...

Девочки, которые помогали взрослым накрывать на стол, были одеты, как и положено амишам – длинные синие платья, чепчики, но вот что мы отметили, так это качественные брэкет-системы и очки. Так что, амиши отвергают отнюдь не все блага цивилизации. Не отрицают они и главную вненациональную условность – американские доллары.

Но когда мы только улетали из Украины, ничего этого я, конечно же, еще не знал. Сидел в аэропорту «Борисполь», аккуратно так, тайком фотографировал семью паломников – евреев хасидов и думал о том, что интересно было бы узнать: как же в США обстоит дело с национальным вопросом?

Текст - Алексей Бритюк

Фото – Максим Вергун

  • 100_6809.jpg
  • 100_6812.jpg
  • 100_6817.jpg
  • 100_6820.jpg
  • 100_6821.jpg
  • 100_6822.jpg
  • 100_6832.jpg
  • 100_6836.jpg
  • 100_6842.jpg
  • 100_6844.jpg
  • 100_6846.jpg
  • 100_6851.jpg
  • 100_6852.jpg
  • 100_6853.jpg
  • 100_6854.jpg
  • 100_6855.jpg
  • 100_6857.jpg
  • 100_6860.jpg
  • 100_6867.jpg
  • 100_6891.jpg
  • 100_6892.jpg
  • 100_6895.jpg
  • 100_6896.jpg
  • 100_6900.jpg
  • 100_6916.jpg

Последние комментарии