"Нафтогаз" купит одну АЗС по цене двух?

Средняя стоимость заправки - 18,8 миллионов гривен, тогда как эксперты считают, что "приличная" станция стоит от 300 тысяч долларов до 1,5 миллиона долларов. Однако даже 1,5 миллиона долларов - это лишь 12 миллионов гривен, что в полтора раза меньше заявленной "Нафтогазом" суммы.



Дочерняя компания НАК "Нафтогаз" ДК "Укргаздобыча" объявила о приобретении сети заправок и трех нефтебаз.

Сразу же после этого компанию обвинили в скупке АЗС по завышенным ценам, на что ДК обиделась, а НАК добавил, что еще будет торговаться. Опрошенные "ЭП" эксперты подтвердили, что цену еще действительно можно снизить.

Приблизительно год назад "Нафтогаз" решил вернуться к идее обладания собственной сетью АЗС и захотел купить ее в одну из своих дочерних компаний.

"Нафтогаз уже давно собирается возрождать собственную сеть, которая у него была еще во времена, когда "Укргаздобыча" работала с 124-ю заправками под брендом "Экоил". В январе АМКУ дал разрешение на покупку ряда АЗС На первом этапе их будет около сотни, а в перспективе - до 500", - рассказал заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

Предыдущая попытка потерпела неудачу. В 2005 году НАК расформировали свою сеть джобберских и собственных заправок.

По словам Рябцева, сотрудничество НАКа с сетью "Экоил" развалилось, и в первую очередь - из-за неспособности компании обеспечить необходимое количество бензина и дизельного топлива.

Часть заправок "Экоил" перешла под контроль владельца группы "Континиум" Игоря Еремеева, и сейчас продает топливо под брендом WOG. Другая часть еще сохранила прежний бренд, но с НАКом уже не связана.

Год назад в Минтопэнерго возникла идея регулировать внутренние цены на нефтепродукты. Один из элементов новой стратегии предусматривал введение заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов, чтобы стимулировать работу отечественных НПЗ. Другой предполагал покупку собственной сети АЗС.

Через них предполагалось продавать горючее, частично изготовленное на заказ НАКа на частных нефтеперерабатывающих заводах, а частично - на мощностях Шебелинского НПЗ, контролируемого ДК "Укргаздобыча".

Наверное, именно поэтому сеть АЗС решили покупать на баланс ДК "Укргаздобыча", у которой уже есть 11 заправок. Возможно, какую-то роль в этом решении сыграло то, что компанию возглавил человек Дмитрия Фирташа. Официальная же цель создания собственной сети - очень благородная.

"Не всем хочется, чтобы сегодня было регулирование со стороны госкомпаний, ибо оно позволит исключить спекулятивные всплески цен во время сева и жатвы. Мы не планируем администрировать сектор. Рыночное регулирование - вот цель, к которой мы идем", - рассказал "ЭП" председатель правления "Нафтогаза" Евгений Бакулин.

По его словам, для этого "Нафтогаз" закупил и переработал нефть, после чего выставил нефтепродукты на аукцион. "Мы должны иметь страховой запас, который бы не позволил компаниям спекулировать на рынке", - пояснил менеджер.

Правда, эти нефтепродукты оказались дороже рыночных. НАК закупил нефть по максимально большой цене, и сделанные из нее продукты покупать никто не захотел. Впрочем, компания отвечает за это лишь частично.

"Минэнергоугля приказало покупать нефть на пике роста мировых цен. Если бы они приобрели эту нефть рано или поздно, сделанные из нее продукты могли бы подтолкнуть рынок к снижению цен", - пояснил Рябцев.

Поскольку нефть купили вовремя, то снизить цену не получится. Если посчитать рыночную стоимость бензина А-95, то продавать его надо по 10,8 гривны за литр, тогда как Минэнергоугля советует по 10 гривен. "Запас стал не стабилизационным, а дестабилизирующим", - отметил эксперт.

Другой вопрос - как именно будет создаваться сеть АЗС. Основные претензии к "Укргаздобыче" заключаются в том, что объявленная цена, за которую хотят купить заправки, является завышенной.

Справка

23 мая комитет по конкурсных торгов ДК "Укргаздобыча" решил купить 69 АЗС и три нефтебазы в восьми компаний до 2012 года, применив процедуру приобретения у одного участника. Общая сумма сделки - 1,3 миллиарда гривен.

В частности, в компании "Атиква" (Чернигов) планируется купить 42 АЗС за 718,6 миллиона гривен. Девять АЗС планируется закупить у компании "ВИК" (Одесса), по пять - у компаний "Бина" (Харьков) и "Калина-Закарпатье" (Ужгород), по три - у компаний "Меркатор-АЗС" (Кременчуг ) и "Агрохимсервис" (Сумы), по одной - еще у двух компаний из Одесской и Черкасской областей.

Приобретение трех нефтебаз в "Атиквы" потребует 37,6 миллионов гривен.

В январе "Укргаздобыча" уже получила разрешение АМКУ на покупку 84 АЗС в десяти компаний. Среди них было восемь структур, фигурирующих в майском решении, а также "Производственно-коммерческое предприятие "Дем" (Донецкая область) и "Неон" (Луганская область).

Комментируя заявление "Укргаздобычи", эксперты заявили, что зафиксированная в документации цена АЗС является завышенной.

Средняя стоимость заправки - 18,8 миллиона гривен, тогда как эксперты считают, что "приличная" станция стоит от 300 тысяч долларов до 1,5 миллиона долларов. Однако даже 1,5 миллиона долларов - это лишь 12 миллионов гривен, что в полтора раза меньше заявленной "Нафтогазом" суммы.

"Цена может существенно меняться. Сейчас средняя стоимость одной АЗС колеблется в пределах 200-250 тысяч долларов, а по цене, по которой покупает заправки "Укргаздобыча", думаю, мы бы и свою сеть продали", - подчеркнул коммерческий директор сети АЗС Wells Максим Петько.

Работник одной из сетей АЗС на условиях анонимности сообщил, что покупать сейчас - не лучший вариант для "Укргаздобыча". "Много добрых АЗС не приобретешь, нужно создавать свои", - считает он.

Тем более, так было бы дешевле. Директор ЧП "Надежда" Виктор Батраченко уверен: построить АЗС стоит около 3 миллиона гривен. Максимальная же стоимость современной АЗС не превышает 1 миллион долларов.

С ними не согласен Рябцев. "Если кто говорит, что "Нафтогаз" недоплачивает или переплачивает, то это заявление исключительно голословно, поскольку каждая отдельная заправка требует серьезной оценки", - подчеркнул он.

Эксперт считает, что НАК вряд ли "химичит" с покупкой заправок.

"Не скажу, что НАК покупает "на глаз", поскольку подразделением "Нафтогаза", который занимается оптовой и розничной реализацией нефтепродуктов, руководит Владимир Осташевский. Ранее он был владельцем одной из сетей АЗС. Я не думаю, что он переплатит" , - считает Рябцев.

Эксперты выдвинули еще одну претензию "Укргаздобыче". Мол, покупаются заправки, расположенные вдали от скопления клиентов.

"Эти колонки не стоят ничего. Лучшие заправки у "Калины" покупала Shell, остальное - разобрали на запчасти. Если там что-то остается, то это участки в поле между хуторами", - рассказал сотрудник одной из сетей АЗС.

Рябцев согласился, что "Нафтогаз" не может купить крупные сети, заправки которых расположены на оживленных магистралях или в крупных населенных пунктах.

"Эти заправки дороги, от миллиона долларов и выше. Он покупает сети, которые ранее сотрудничали с какими-либо из дочерних предприятий "Нафтогаза", либо были выставлены на продажу несколько месяцев назад", - отметил эксперт.

В ответ на обвинения в свой адрес "Укргаздобыча" заявила, что никакой покупки еще не было. А в "Нафтогазе" резкие заявления в свой адрес считают несправедливыми.

"Статьи, которые появляются, явно заказные. Говорят, что купили вдвое дороже, хотя мы еще только изучаем этот вопрос. Продавцы всегда хотят больше, но потом всегда происходят уценка", - сказал Бакулин.

Он пообещал, что "Укргаздобыча" перед покупкой еще раз оценит объекты, и заверил, что цена окажется меньше заявленной.

Источник "ЭП" в Минэкономики подтвердило: покупка действительно еще не состоялась. Сейчас поданы заявки на получение писем-согласований на каждый объект.

"Если бы это был тендер, то все, что прописано в тендерном предложении, автоматически переносилось бы в договор, но поскольку это процедура закупки у одного участника, до заключения договора о приобретении цена может меняться в любую сторону", - рассказал эксперт.

Развитие событий более-менее понятен. Скорее всего, "Укргаздобыча" купит сети, однако цена сделки окажется меньше объявленной вначале. Так компания постарается избежать обвинений в скупке ненужных объектов по завышенным ценам, то есть в растрате бюджетных денег.

Кроме того, после покупки в компании возникнут дополнительные вопросы. В частности, сколько будет стоить модернизация и брендинг сетей, а также откуда "Укргаздобыча" будет получать нефтепродукты в нужном объеме.

По мнению Рябцева, купленные АЗС будут заполняться нефтепродуктами, изготовленными на давальческих условиях с азербайджанской или российской нефтью. Переработка может производиться как на Лисичанском НПЗ или "Укртатнафте", так и на западноукраинских заводах.

"Юрий Бойко (министр топлива и энергетики - "ЭП") недавно ездил в Азербайджан и договорился о поставках нефти в Одессу, оттуда ее можно транспортировать или в Кременчуг и далее на Лисичанск, или непосредственно на Лисичанск, или на западноукраинские заводы Можно купить российскую нефть у ТНК-ВР, но она хуже азербайджанской", - считает эксперт.

Сергей Лямец, Юрий Винничук

Источник: http://www.epravda.com.ua/

Последние комментарии