Тайна Александра Шмаля

Тайна Александра Шмаля
Автору  этих строк посчастливилось видеть на лучших сценах немало спектаклей известных режиссеров, с популярными артистами.  Естественно, не раз восхищался постановками, игрой, тем, как это сделано. Так вот: все два часа, которые (без антракта) Театральная мастерская "Art&Гарт" Александра Шмаля захватывала нас в уикенд своей версией пьесы Франсуазы Саган "Замок в Швеции", пытался понять: а как же режиссеру, актерам такое удается?! И - не смог.
 
ОТ ПОЛА ДО ПОТОЛКА
 
На крошечной площадке не понятно откуда возникала полифония действий, звуков, образов, эмоций, в которые зрителей, собственно,  окунули еще по пути в это полуподвальное помещение. От  нас требовалось какое-то особое зрение, чтобы уследить за всем, что происходит на "нулевой отметке" (сцены как таковой тут нет),  на подмостках и  даже... под потолком.  Перед нами. Над нами, Вокруг нас.
 
Актеры играли (или жили?) не "за стеклом", а буквально в метре от зрителей, которых здесь собирают в довольно узком кругу, создающем атмосферу погруженности в происходящее. Фальшивить здесь просто не возможно. И  молодые актеры смогли  все "ноты" пьесы взять гармонично, хорошим ансамблем. 
 
Хотя авангардистская  постановка не могла  обойтись без условностей, режиссеру опять же непостижимым образом удалось вписать их в реалистические картины; и даже символика выразительной, чувственной  пластики воспринималась .как вполне естественная. То же можно сказать и о графически лаконичных, но  многозначащих и для многого предназначенных декорациях.  Этот оригинальный, динамичный спектакль надо смотреть уже потому, что подобного не увидишь не только в Северодонецке. Он расширяет  представления о театре и вновь показывает, что наш город способен сказать тут свое веское слово,  которое, несомненно, привлечет  внимание  ценителей этого вида искусства. 
 
Рассказывать же о фабуле, тех или иных неожиданностях, парадоксах  в режиссерской трактовке, постановке - значит, лишить новых зрителей  части удовольствия. Замечу только: при всей нетрадиционности тематики для нас с вами, она, каверзная, известна мировой драматургии уже десятки веков. Пусть никого не дезориентирует  некоторый уклон в жанр триллера, поскольку артгартовцы весьма органично  вплели в него иронию, хороший юморок, наполнив ими мизансцены и даже жесты. 
 
Только потом понимаешь, какой работы, отточенности это потребовало от всех и каждого. Если они начинают с такой работы, то потолок у них будет высоким. Пожелаем - чтобы рядом с облаками.
 
ВОЗВРАЩЕНИЕ
 
За три месяца своей деятельности мастерская показала уже  третью премьеру и подготовила следующую. Впрочем, те, кто знают Александра Шмаля и его умение работать с актерами, удивлять режиссерски,  это воспринимают как должное.  Но времена-то нынче особые, - потому и оценки  имеют  иной вес. Ведь новый театр создали вынужденные переселенцы. Тот же   Шмаль, до этого преподавал режиссуру  в Луганской государственной академии культуры и искусств.
 
- Уезжать из Луганска мне пришлось в срочном порядке, без вещей и денег, - рассказывает Александр Николаевич. - Даже не смог забрать из местной типографии свою  только   отпечатанную книгу  "Феномен актора об'єктивного мистецтва". Хорошо хоть, друзья потом окольными путями передали несколько экземпляров.
 
Устроился Шмаль сначала на Западной Украине, где его знают и ценят. Но через некоторое время узнал   о грантовом конкурсе Программы Развития ООН и правительства Японии на создание рабочих мест для переселенцев и жителей Луганской, Донецкой областей. Загорелся появившимися возможностями.
 
Для реализации своего проекта Александр не случайно выбрал Северодонецк. Треть века назад он работал здесь инженером и параллельно создал молодежный любительский театр, ставил спектакли в подвале общежития своего проектного института. А затем, уже в 90-е, получив в Харькове режиссерское образование, организовал и возглавил первый в городе профессиональный театр драмы. Его оригинальные постановки, отмеченные на разных фестивалях, помнят до сих пор.
 
ОТКРЫВАЯ СЕБЯ
 
Нынешний конкурс ПРООН Шмаль и приехавшие к нему актеры-переселенцы выиграли. Городской совет помог им с помещением на бульваре Дружбы народов, 32а, которое сами же, по собственному проекту и реконструировали.
- Мы не повторяем переехавший в Северодонецк Луганский областной академический украинский  музыкально-драматический театр, - говорят в  труппе. - Идем своим путем. 

 
Но сначала стали искать путь к потенциальным зрителям, помощникам. Устраивали творческие вечера, тематические радиопередачи, посвященные новаторству в искусстве сцены. А в учебных заведениях отобрали способных подростков, юношей и девушек для своей Школы актера. Особое внимание уделили детям-переселенцам.
 
Режиссер, актер и педагог Шмаль действует  по собственной,авторской экспериментальной программе актерского мастерства  Формировал ее, еще работая в Польше (как последователь польского реформатора сцены Ежи Гратовского и украинского  новатора Леся Курбаса), в Харьковском  русском академическом драматическом театре, Херсонском, Черкасском, Донецком украинских музыкально-драматических театрах...  Где-то находил взаимопонимание, где-то - нет, но в любом случае впитывал в себя самое современное. Чтобы потом передавать  другим. 
 
«Театр не нужно понимать, не надо пытаться его объяснить, его нужно чувствовать,  пропускать через себя", -  обращается к актерам и зрителям Александр Николаевич. 

Спектакль "Замок в Швеции" обогатила экспрессивная хореография Елены Сердюк, Соратница постановщика создала  перед этим данс-перформанс для первого спектакля их маленькой труппы -  сюрреалистического спектакля "Фантазии эвтаназии", затем   сама впервые стала режиссером -: спектакля  "PinkFroyd"  (оба - по пьесам А. Шмаля).

По-новому раскрылась в теперешней премьере   Татьяна Марусина. Она, как и Елена, - выпускница актерского курса А.Шмаля. Новые грани своего таланта показал  известный в городе кавээнщик, ди-джей Захар Бенько, ставший и актером, и музыкальным руководителем театра. К слову, здесь ориентируются на местных композиторов. Хорошие впечатления оставили дебютанты -  лирично-непосредственная Анастасия Малкина (которая к тому же сделала для спектакля авангардную куклу), экстравагантный Антон Федоров, внушительный Тимур Клочко  выполненное Павлом Алешиным звуковое, световое оформление. Да и вся.атмосфера совместного творческого поиска, открытий. 

*  *  *

Безусловно, спектакли "Art&Гарт", начиная с репертуара,   вызывают споры, разные оценки. Но с тем, что они интересны, современны, что помогают лучше узнать европейский театр, согласно большинство зрителей. И  главное, они убеждаются: любое дело, любая мечта под силу, если веришь в себя, своих соратников. В этом - главная тайна Александра Шмаля.

 

Семен Перцовский

 

Последние комментарии