Инвестиционные заморозки: когда же лето?

Инвестиционные заморозки: когда же лето?

«Инвестиционный климат» - расхожее выражение,  определяющее привлекательность страны, региона, города, предприятия и т.д. для вложения средств. При этом пользователи объекта инвестиций должны получить пользу (расширение или модернизация  производства, новые рабочие места, современная инфраструктура, новые услуги, повышение качества жизни), а инвестор, в свою очередь – прибыль со своих вложений.

Инвестирование - экономический инструмент развития современной цивилизации. Инвестиции позволяют распределять средства в места, где существует насущная  потребность в них.

Крупнейшими в мире странами-инвесторами являются США и страны ЕС. За счет фонда единения Европейский союз не только инвестирует, но и создает условия для инвестирования. В рамках региональной политики и политики единения ЕС помогает новым членам Евросоюза, подтягивая уровень их развития к среднеевропейским показателям, что позволяет привлечь частных инвесторов. Помимо финансовой помощи для стабилизации экономик таких стран, ЕС финансирует проекты развития транспортной инфраструктуры и экологические проекты.

Благоприятный инвестиционный климат, согласно исследованию E&Y European Attractiveness Survey, позволил создать в Польше, Румынии и Словакии в 2013 году больше всего рабочих мест в Европе (13 тыс., 7 тыс. и 6 тыс. соответственно), а Польше и Чехии стать лидерами по количеству инвестиционных проектов в 2012 году.

Наш город отмечен на инвестиционной карте Украины. Учитывая, что город обладает крупными промышленными объектами, относительно развитой инфраструктурой, в большой степени сохранил квалифицированные рабочие кадры, и имеет выгодное географическое положение, привлечение инвестиций для развития его экономики является жизненно необходимым делом с хорошим потенциалом.

В городе на данный момент действуют две инвестиционные стратегии принятые соответствующими решениями сессий Городского совета.

Одна из них, рассматривающая инвестиционные перспективы города в составе Северо-Западного субрегиона Луганской области, разработана и внедрена при участии Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках проекта «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность» (ЛИНК). Проект 2010 года рассматривает комплексные перспективы химической промышленности, информационных и наукоемких разработок, а так же сельского хозяйства субрегиона, в составе городов Северодонецк, Лисичанск, Рубежное и сельской местности Кременского района Луганской области. В основу проекта положены принципы взаимодействия и комплексного подхода, когда вложение средств в одну из составляющих должно дать позитивную реакцию по региону в целом.

Вторая стратегия, принятая городскими депутатами в марте 2012 года, декларирует  ряд мероприятий по привлечению инвестиций в экономику Северодонецка. Среди них: формирование инвестиционного имиджа города,  маркетинговые исследования по потенциальным направлениям инвестирования, создание проектно-сметной документации в приоритетных секторах инвестирования, предоставление практической и консультативной помощи по вопросам реализации инвестпроектов, предоставление финансовой поддержки по частичному возмещению процентных ставок по кредитам для реализации приоритетных инвестпроектов, применение механизма государственно-частного партнерства, в том числе концессий.

Подведение итогов по обеим стратегиям должно состояться в конце 2015 года. Военные действия в Луганской области нарушили все планы, и говорить даже о промежуточных результатах эффективности упомянутых программ сейчас не приходится.

Еще недавно Северодонецк считался одним из лидеров по привлечению инвестиций (http://sever.lg.ua/2014-01-05-lisichansk-severodonetsk-alchevsk-i-lugansk-lidery-po-privlecheniyu-investitsii). Но этот год не принес новых инвестиционных проектов в предприятия. В развитие города было вложено порядка 176 миллионов долларов США.

Военные действия еще идут, но уже сейчас можно с уверенностью говорить о грядущих проблемах в инвестиционной деятельности. В результате событий 2014-2015 годов существенно ухудшится финансовое состояние предприятий, резко уменьшится их доходность и кредитоспособность, что станет основной причиной отсутствия инвестиционной привлекательности. Значительное число специалистов уже покинуло регион, и, очевидно, что часть их уже не собирается возвращаться. Понесли урон капитальные фонды предприятий, попавшие в зону непосредственных боевых действий. Зачастую – непоправимый. Без того плохая транспортная инфраструктура уже сейчас разрушена в значительной степени. Невозможность точных прогнозов в развитии ситуации сделает инвесторов осторожными, они будут выжидать даже при появлении «заманчивых» предложений.

Наряду со структурным изменением ресурсной базы инвестиций, останется ряд нерешенных «довоенных» вопросов:

- Привлекательностьгорода для потенциальных инвесторов недостаточна вследствие высокой степени энергоемкости экономики города и изношенности основных фондов;
- Дефицит в городе квалифицированных кадров по привлечению инвестиций;
- У большинства субъектов хозяйственной деятельности г. Северодонецка отсутствует четкое видение развития инвестиционной деятельности;
- Отсутствие преференций на государственном и местном уровне;
- Ненадлежащая система подготовки программ и проектов для инвестирования;
- Низкий уровень использования инновационного потенциала города.

Аналитики Информационной кампании Stronger Together считают, что первый и главный шаг, в любом случае, - экономические реформы. Инвесторы не придут в страну  с огромными финансовыми дисбалансами, слабой банковской системой и коррумпированными судами. Ведя борьбу с врагом внешним, украинскому обществу необходимо победить врага внутреннего – прежде всего коррупцию. Без этого невозможен приход «инвестиционного потепления».

 

Татьяна Вергун

Последние комментарии