Работа северодонецких школ

В рамках круглого стола «Проблемы и перспективы образовательной сферы г. Северодонека», по итогам мониторинга Общественного совета при Северодонецком горсовете, обсуждались вопросы работы северодонецких школ.

Всего отдел образования курирует 21 общеобразовательное учебное заведение, 1 межшкольный учебно-производственный комбинат, 14 дошкольный заведений и 5 внешкольных заведений, Северодонецкий детско-юношеский комплекс «Юность». Всего в сфере образования в Северодонецке занято 2317 человек.

По данным мониторинга, проведенного Общественным советом, родители школьников высоко оценили уровень образования и взаимодействия с педагогом, количество и качество кружков в Северодонецке, условия для занятий физкультурой в школах, уровень профориентации и трудового обучения.

В ходе круглого стола обсуждались и вопросы, вызвавшие наибольший интерес или тревогу у северодончан. Это качество школьных учебников, питание в школах, наличие бесплатных физкультурных секций, благотворительных взносов в школах.

Работа учреждений образования

На сегодняшний день в Северодонецке работают 21 общеобразовательное учебное заведение, в которых учатся 9200 детей, работают 857 учителей и 413 работников.

«Все дети учтены, и в зависимости от количества детей Министерством финансов нормативно выделяются на это средства, - поясняет ситуацию заместитель городского головы Сергей Терешин, - И дальше уже задача местного самоуправления, то есть нас с вами, депутатов городского совета, как эти деньги израсходовать для того, чтобы выполнить отраслевые требования Министерства образования. То есть Минфин и Минобразования, к сожалению, в своих требованиях не пересекаются. Когда-то в северодонецких школах училось в два раза больше учащихся, но тогда требования были другими, тогда в классе обучалось до 40 человек, сейчас по требованию – не больше, чем 33, а по факту у нас наполняемость 22. Дальше идут специализированные классы, обязательная разбивка на две подгруппы при изучении иностранных языков. То есть, вот эти все требования  - они бывшую школу на 400 мест превращают в школу на 300 мест. И поэтому при общей численности уменьшившихся детей в городе у нас база остается заполненной процентов на 99. И перед нами стоит непростая задача: как распределить эти средства, которые Минфин выделил нормативно, а там не учитывается количество школ, количество детсадов, здания (прежде всего, это 5-я часть бюджета идет на энергоносители)».

«Почему мы сейчас утепляем школы, ставим окна, утепляем здания и пытаемся найти варианты по альтернативным источникам отопления, потому что не добавляет Минфин денег: «Не хватает – закрывайте». И поэтому на в Северодонецке мы пока шли по пути перебрасывания средств на эти статьи, а другие расходы покрываем за счет средств специального фонда. И на сегодняшний день пути пока другого нет, - считает Сергей Терешин, - У нас точно на таком же положении находится спортивная база. Мы когда-то в Советском Союзе были городом номер один по удельному весуспортивных сооружений на человека. На сегодняшний день у нас в Северодонецке сохранена вся спортивная база и поражаются этому заезжие киевляне, которые приезжают и видят, что все работает».

О бесплатных спортивных секциях

При этом северодончане хотели бы видеть больше спортивных бесплатных секций, возможно, многие не знают, что в Северодонецке бесплатные секции работают при ДЮСШ. «У нас сегодня все ДЮСШ работают бесплатно. Но нам, для того, чтобы содержать все школы, а школы – это содержание здания с энергоносителями и это персонал, который должен получать зарплату. Это защищенные статьи бюджета. Так вот для того, чтобы это у нас было, мы тратим порядка 11 миллионов 600. Минфин нормативно на нас выделяет 1,5 миллиона. Вот вам разница цифр, - сообщает Сергей Федорович, - Дальше говорят – плохо. За родительские деньги приходится детям куда-то ездить и какие-то деньги на секциях сдавать. Другого пути у нас нет, то есть, или мы закроем часть спортивных заведений, и тогда мы выдели часть денег сэкономленных на проведение мероприятий. Но мы считаем, что у каждого ребенка должна быть возможность приходить на тренировку, если он хочет достигать каких-то результатов. И родители мотивированы в этом, значит, они будут тратить деньги для того, чтобы его возить на соревнования. У него есть возможность получить спортивную подготовку здесь в ДЮСШ бесплатно. Скажу вам больше: мы в этом году знакомились с опытом города-побратима Шахты (Россия), так вот в Шахтах все секции ДЮСШ платные. У нас в ДЮСШ, если это не детские секции, мы ввели абонементную плату. Для того, чтоб люди, кто хочет прийти заниматься, заплатили– и занимались».

«На сегодняшний день мы вынуждены, мы выделяем только 75% на зарплату работникамотдела по делам семьи, молодежи и спорта, остальные 25% они зарабатывают абонементами, - добавляет Сергей Терешин, - Кроме того, у нас пять внешкольных учреждений – на все это, к сожалению, Министерство финансов денег не выделяет. То есть, не будь у нас всего этого, и не будь у нас этих расходов, мы бы эти деньги смогли направить на какие-то свои нужды. На сегодняшний день мы в год тратим только на содержание СДЮК «Юность» - 2,5 миллиона гривен».

Работа школьных столовых и буфетов

От северодончан также поступили вопросы по поводу продажи в школьных буфетах таких продуктов, как сухарики и чипсы. Сергей Терешин отвечает: «В дошкольных столовых и школьных питание четко отслеживается, с точки зрения полезности». «На протяжении как минимум, последних 5 лет, санстанция очень четко отслеживает эту ситуацию, - добавляет начальник отдела образования Олег Башкатов, - Рабочий день директора школы начинается с меню школьной столовой и буфетной продукции. Ни в одном буфете школ города нет ни сухариков, ни чипсов, ни сладкой газировки, ни пирожных с кремом, ни пирожных с открытым творожком. Это категорически запрещено. И если, не дай бог, работники столовой или буфета это себе позволят, завтра им не сносить головы. И от дирекции комбината школьного питания, и от санстанции. Их такими штрафами обложат, что им не хватит месячной зарплаты это все оплатить. Если ребенок в школе жует сухарики, это означает только одно: либо он их принес с собой, либо приобрел в ближайшем магазине». Так что родителям нужно у детей узнать, где же они все же приобретают сухарики и зачем.

Состояние школьных учебников

Некоторых родителей тревожит состояние школьных учебников. Как идет работа по получению и распределению учебников, рассказывает Олег Башкатов: «Отдел образования каждый год в начале учебного года в октябре-ноябре дает заявку на областное управление образования. Мы даем перспективную сеть существующих классов. Каждый раз количество детей и предметы, которые они будут изучать. Эту заявку мы посылаем в область. В области все эти данные по всем этим 32 территориям сортируются и в конце августа - начале сентября происходит два процесса. Первый – получение новых учебников и замена старых, которые печатает Киев и рассылает пропорционально согласно заявке. Если, условно, пришло на область 10 учебников, эти 10 на 32 района распределяются. Учебники выпускаются в зависимости от программы одни раз в 5, 7, 8 лет. Если учебник первого года работы, понятно. Если учебник восьмого года, многое зависит от классного руководителя, библиотекаря, и от мамы в первую очередь, как ребенок обращается с учебником. Все учебники в конце года сдаются. Есть реестр учебников, по авторам, по классам. В области этот реестр видят. И в начале сентября в Северодонецк поступает следующий циркуляр: «В Северодонецке переизбыток учебников по таким-то классам, таким-то предметам. Будьте любезны – сдайте в область 480 учебников с перечнем и указанием авторов». Из школ мы этот избыток изымаем, кладем в машину и везем в Луганск. В Луганске мы получаем то, что с других территорий собрали и передали нам. Иногда, к сожалению, сальдо не в нашу пользу. В этом году мы сдали 480 учебников, а получили 390».

«Кроме того, используются учебники, строго рекомендованные Министерством образования, - сообшает Сергей Терешин, - Периодически приезжает комиссия и проверяет не только учебники, а все материалы, которые использует преподаватель во время ведения урока».

«Я могу сказать, что на сегодняшний день город Северодонецк обеспечен учебниками на 98%, - утверждает Олег Башкатов, - Это мы берем общее количество учебников и общее количество детей, но это не значит, что в отдельно взятом классе и отдельно взятой школе эти 98% соблюдены. Каких-то учебников у нас на 120%, каких-то на 83%. В каких-то классах учебник только у одного учителя, который куплен учителем в городе Киеве, на какой-то книжной ярмарке, потому что в область такие учебники даже не приходили, а дети пользуются электронными учебниками. В каких-то классах по 2 экземпляра учебников, например 7 класс украинский автор такой-то и автор такой-то. Поэтому ситуация всякая». То есть ситуация учебниками в Украине странная вообще. И на уровне одного города ее не решить.

Благотворительные взносы в школе

«Никто не запрещает родителям оказывать благотворительную помощь. Никто не может их заставить из администрации школы, - комментирует ситуацию Олег Валентинович, - У нас по умолчанию, мы договариваемся, что благотворительная помощь будет оказываться родительскими комитетами и заниматься ими должен родительский комитет. Но ни в коем случае не директор школы, не завуч, не завхоз, и даже не классный руководитель. Поэтому все благотворительные взносы замыкаются на общешкольном родительском комитете, с которым в дальнейшем сотрудничает администрация школы. И алгоритм действий такой: классный комитет определяет, что нужно для класса, школьный – что нужно для школы по согласованию с администрацией школы. И уже потом эти взносы на ЭТО, или целевым сбором, или общей суммой, собираются именно родительскими комитетами. И потом выполнение работ берет на себя родительский комитет. Либо родительский комитет контролирует, как нанятые, допустим, директором школы, работники ЭТО выполнят.

Где здесь может быть непрозрачность?  Классный руководитель не довела, куда были потрачены деньги, который собрал родительский комитет. Делайте все сами. Не отдавайте деньги классному руководителю. Вы собрали – занимайтесь. Не туда потратили. Это оговаривается заранее на родительском собрании. Или «А я не слышала, потому что не была на родительском собрании».

То есть отдел образования не контролирует и, выходит, не знает сумм родительских взносов в систему образования в Северодонецке, так как все замыкается на уровне каждой школы. И, конечно, понять весомость и целесообразность родительских благотворительных взносов на уровне города сложно. Поэтому каждый родитель должен для себя решать – сдавать или не сдавать деньги в школе, и контролировать вопрос использования своих денег на уровне своего классы и школы. 

Последние комментарии