Фольклор – история в устном народном творчестве

Особая тема фольклор, под ним понимается прежде всего  народное творчество, чаще всего устное. В то же самое время это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.

По древности фольклорных преданий можно судить о древности происхождения народа. Так, новый казацкий эпос  жителей центральной Украины  полностью вытеснил так называемый «староукраинськый», а по сути древнерусский эпос доордынского периода.

Причина тому - ополячивание в составе Речи Посполитой, когда культурное наследие Киевской Руси на протяжении XIII,XIV, XV, XVI и почти до средины XVII уничтожалось, а восточнославянскому населению навязывался  католицизм, уния и второсортность на земле, ставшей собственностью поляков и украинской шляхты, служившей полякам - поработителям.

  В итоге, в настоящее время в различных письменных источниках сохранились лишь упоминания о думах XVI века, при том, что ни одного полного текста так и не найдено. Гораздо больше известно о думах  XVII века, но здесь уже новый казацкий эпос. 

У великороссов древний фольклор сохранился на много лучше. И особо замечательны в этом смысле былины - поэтические, художественные произведения.

 Среди них выделяется группа наиболее древних - былины о «старших» богатырях. Герои этих произведений олицетворяют силы природы:  Святогор и Волхва Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. 

Вслед за древнейшими богатырями пришли герои нового времени  –  Илья Муромец,  Добрыня  Никитич и  Алеша    Попович. Все они - богатыри , так называемого «киевского цикла» былин.

Содержание их носит  преимущественно героический, воинский характер, а богатыри служат  князю Владимиру, защищают его от вражеских полчищ.

В былинах изображается мир Киевской Руси, который и есть  вся Русская земля без разделения русского этноса на русских, украинцев и белоруссов. Не было ни границ, ни споров за историко-культурное наследие древней Руси.

В итоге у великороссов, даже у поморов, сохранились древние киевские былины, а у украинцев лишь новый казацкий эпос с  думами про «Козака Голоту» да про  «Казака Нетягу».

Что же до боровчан,потомков донцов и русских служилых, то  нет у них ни казацких дум,ни древнерусских былин, ибо жили они на Украине, в Поле, и охраняя родную землю, часто отдавали жизнь в молодом возрасте, не успев передать древнее наследие предков.

Зато отголоски княжеской эпохи и эпохи вольного Дона, передаваясь из поколения в поколение в песенном фольклоре слободы, дошли до нашего времени.

Так в свадебном обряде бояре – это все гости, а молодые - князь с княгинею. Не забыты и донские песни, в их числе и песни о народном герое, донце Стеньке Разине.

Свадебный обряд и песни, звучавшие в Боровской слободе в XIX веке хорошо представленны в очерке В.Лютого в уже упомянутом сборнике под редакцией В.Иванова.

Автор очень понятно и доступно описал особенности свадьбы в Боровской слободе. Обратил внимание на серьёзность этого мероприятия, связанного с большими тратами на подарки и угощения для родственников и приглашённых лиц.

Подчеркнута  и важность  соблюдения всех составных частей свадьбы: сватанья, сговоров и самой свадьбы. Кроме свадебных, в очерке помещены  и бытовые песни Боровской слободы. Среди них особо выделяются «Весенние песни», а также «Летние и осенние».

Незамысловатые сюжеты и образы героев песен дают представление о жизни и помыслах наших прадедов и прабабок, о природе родной боровской земли и о землях, лежащих в сфере их жизненных интересов.

И если упоминание Дона не удивляет, то упоминание Дуная заставляет обратиться  к истории Древней Руси и вспомнить  о походах русов  в Болгарию и Константинополь.

Знакомство с материалом очерка позволяет думать, что раньше свадьбы были более традициональны и было их больше. Больше было и тех, кто хорошо знал все особенности свадебной церемонии и, конечно же, сами песни, которые «грали»(пели) на свадьбах.

Сейчас, после некоторого спада интереса к местным традициям вновь возраждается интерес к фольклору и прежде всего к песенному. Краеведы боровской средней школы и некоторые энтузиасты создают собственные сборники старых песен.

А благодаря фольклорному ансамблю Боровского, песни, которые пели наши далёкие предки, с новой силой и красотой звучат на родном «боровском языке».

Несомненно, что очерк, написанный В.Лютовым в  XIX веке сейчас он становится всё более ценным, а этнографические подробности свадьбы в Боровской слободе, запечатлённые автором, несмотря на коренные изменение жизненного уклада, способствуют сохранению народной, свадебной традиции.

Последние комментарии