Луганск: Украина, мы хотим услышать тебя!

Можно ли это считать случайным стечением обстоятельств, или все же есть определенная закономерность в жизненных проявлениях, но разговор этот произошел буквально за день до того, как Кабмином была принята программа восстановления Донбасса, хотя до ее принятия речь шла о программе деокупации Донбасса. Но речь сейчас не о том, что почти незаметная подмена всего лишь одного слова в конструкции может придать ей совершенно другой смысл…

Мой собеседник – коренной луганчанин, в свое время занимавший руководящие посты в государственной структуре города и области. Все время конфликта он находился в родном городе, поэтому как ход событий, так и трансформацию чаяний и настроений наблюдал в динамике. Какие впечатления возникают у думающего человека на сегодняшний день – об этом решил поделиться с «Восточным партнерством» Собеседник, назовем его так (к сожалению, на сегодняшний день вопросы безопасности остаются актуальными).

Собеседник:Настроения в Луганске явно изменились. Они прикрыты, спрятаны, но они присутствуют, они есть, эти настроения: как ни тяжело в Украине, но это родное, а «тут» никому ничего не нужно. Если раньше был оптимизм хотя бы «на уровне базара», то сейчас и его уже нет. Разочарованы даже многие из тех, кто взялся за автоматы. Люди никому не нужны. Для руководства, а попросту – управления ситуацией приезжают российские «специалисты», которые назначаются на руководящие посты в «республике», в различных управленческих структурах буквально месяца на три-четыре. Для них это просто командировка, может быть,  возможность просто заработать. Они абсолютно далеки от сути и истории конфликта, от надежд, просьб и чаяний тех людей, которые пытаются донести до них свои проблемы, чего ждут и хотят. «Приезжим» все это абсолютно не интересно. А люди не понимают, кто перед ними, надеются…

«ВП»:Понятна ли Вам позиция луганских чиновников, многие из которых остались на своих прежних должностях в нынешнем Луганске, а многие даже получили новые, более высокие должности в «республике»? Работаете ли Вы?

Собеседник:Это люди, привыкшие просто приспосабливаться. Они сделали свой выбор, они даже не скрывают этого. Им было неплохо раньше, им неплохо и сейчас, им будет неплохо и потом, в какую бы сторону ни  качнулась ситуация. А кто их привел? Не нужно забывать, что привела их на их чиновничьи места (до конфликта) украинская власть. Что до меня, то все здесь мое, родное, но я не могу здесь работать, я могу здесь жить… как-нибудь. Что Киев думает относительно дальнейшей судьбы Луганска?

«ВП»:Здесь очень много голосов звучит в пользу реинтеграции Донбасса в Украину. Кабмин собирается принять программу деокупации Донбасса…

Собеседник:Мы не слышим эти голоса. Здесь не слышно этих голосов, возможно, они слишком слабы, конечно, их стараются заглушить. Но Луганск должен, наконец, услышать и поверить, что он нужен Украине.

Так или иначе, есть визуальная картинка, которую создает Путин: пенсионерам выплачиваются пенсии (о том, что это просто пособия, выплата которых может прекратиться в любой момент, мало кто задумывается, людям надо просто выжить; лекарства, продукты питания, другие продукты жизнеобеспечения – все идет из России). Какую картинку создает Порошенко?..

Если бы можно было ездить и видеть, какими настроениями и реалиями живет Украина… Почему не пустить тот же 20-й поезд? Жизнь людей, находящихся здесь – это бесконечная цепь преодолений, начиная от банального жизнеобеспечения. А люди продолжают верить, ждать, надеяться. Вот сколько может продлиться эта надежда без подтверждения взаимности? Всем хочется понимания, насколько мы (люди, прежде всего) нужны Украине. Люди должны это понимать, ощущать, проникнуться глубоким доверием, а сейчас последние надежды медленно тают.

Что-то надо сделать, само по себе все это не разморозится. Речь не идет о годах, каждый месяц отдаляет Украину от нас.

«ВП»: Как сблизиться?

Собеседник:Это должны быть культурологические проекты, прежде всего,  которые могут реализоваться через творческие союзы, общественные организации. Необходим поиск объединяющих моментов, нейтральных, общечеловеческих. Нужно искать и использовать эти моменты, они есть.

Не нужно бояться выборов. По выборам нужно как-то договариваться. Сюда должны заходить украинские функционеры, на каком-то этапе должны идти во властные структуры «ЛНР», если хотите. Но это должны быть новые люди, которым будут доверять. Это должны быть украинские кадры, проверенные, с конкретной направленностью, твердой позицией, объективные. Они не должны бояться давать оценку ошибкам украинской стороны. Если задача стоит не отбросить, а все-таки сохранить Донбасс для Украины.

Ни для кого не секрет, что и здешние «верхи» далеко не категоричны относительно реинтеграции в Украину, но ситуация уже такая, как она есть…

Конечно, легче сказать, чем все это реализовать. Но, прежде всего, надо думать о людях, и они оценят, будут благодарны и будут помнить. А если думать о территориях – все огнем попалить, то такой и будет результат…

P.S.

Вспоминаю недавнюю поездку в Луганск, во время которой возникло устойчивое ощущение, что линию разграничения – как реальную, так и проложенную в наших душах изо всех сил искусственно удерживают – дикими «новостями» «казачьего радио», бигбордами «не забудем – не простим», заполонившими город. А тем временем истинные настроения начинают пробиваться наружу: вот уже снова нашелся в Луганске смельчак – вышел на улицу с украинским флагом. Да, ему напомнили о «фашизме», принудили раскаяться, но он вышел – один на один с ситуацией, с твоим флагом, Украина! Вот «РИА Новости» сообщает, что в «оккупированном Луганске подорвали установленный в центре города памятник «Они стояли за Родину»  в честь погибших «бойцов ЛНР»…

 

Украина! Сквозь кроваво-пыльную кисею трагических событий, обид и потерь, боли и слез, разочарований и надежд, через два года скитаний и лишений твой Луганск, пусть еще так робко и несмело, пытается достучаться до тебя. Дай ему понять, что ты его слышишь! Сделай все возможное, чтобы он тоже услышал тебя!

 

Виктория Подольская, «Восточное партнерство»

Последние комментарии